История мотогонок: знаменитые гонщики и легендарные мотоциклы
Мотоциклы и мотоциклетный спорт вызывают непередаваемое ощущение свободы и своеобразного полёта. Ревущий мотор, высокие скорости, отсутствие преград, впереди только дорога и ветер. Весь мир ежегодно отмечает всемирный день мотоциклиста – третий понедельник в июне. У ценителей мототехники даже есть собственный сайт на просторах Интернета. Но когда-то давно, в самом начале развития мотоспорта всё было по-другому: и техника, и скорости, и отношение к спорту.
История мотоспорта непосредственно перекликается с созданием первой техники и её дальнейшим развитием. Считается, что мототехника появилась в 1885 году: первым прародителем мотоцикла была механическая повозка (так её называли в то время). Конструкционно это была деревянная основа с встроенным двигателем на бензине. Скорость передвижения повозки была не более 12 км/ч. Изобретение принадлежит конструктору из Германии Г. Даймлеру. Именно этот первый мотоцикл стал «зачинщиком» создания совершенно нового спортивного направления – мотоспорта.
Исходной точкой развития гонок на мотоциклетной технике в профессиональном русле стало открытие Международной федерации мотоциклетного спорта в начале 20 века (1904 год). Эта структура стала осуществлять мониторинг направления мотогонок в целом. Начиналось всё с обычных соревнований, которые со временем переросли в локальные мероприятия, на которых могли присутствовать зрители. Желающих наблюдать за противостоянием скоростной техники было, хоть отбавляй.
Появлялись любимцы публики, становившиеся легендами. Среди всего мотоциклетного транспорта стали выделяться легендарные модели, которые до сих пор вызывают восторг. В результате знаменитые мотогонщики и культовая техника сыграли решающую роль в развитии мотогонок.
Ранние годы мотогонок
Первый формат соревнований назывался «Механические экипажи», участие в мероприятии могли принимать как мотоциклы, так и автомобили, так как чётких границ в то время между этими транспортными средствами не было. Первое такой состязание состоялось в 1894 году на трассе «Париж-Руан», расстояние которой 126 км. Участники передвигались со средней скоростью 20,5 км/ч.
Отдельное состязание мотоциклов прошло только через пять лет, в 1899 году в столице Австрии. Машины и мотоциклы окончательно разделились в плане соревнований, мероприятия стали проводить отдельно для автомобилей, отдельно для мототехники. Стартовал совершенно новый формат гонок, закрепившийся по сей день. Стали принимать специальные правила и определять требования к участникам мотогонок.
А стартовой точкой первых международных соревнований стал 1913 год, мероприятие по мотоциклетному многоборью проводили в Англии. На состязании присутствовали спортсмены из различных точек земного шара, всего было 162 претендента на победу.
Не все знают, что первым мотоциклистом на планете Земля был Вильгельм Майбах – он сел за руль разработанного совместно с Г. Даймлером транспортного средства с деревянной конструкцией и бензиновым силовым агрегатом в 1885 году.
Золотой век мотогонок
Золотым веком мотоциклетных гонок считается период бурного развития этого вида спорта с начала 20-го века. В 1907 году кроссовые мотоциклы соревновались на гаревых дорожках, в следующем году – на кольцевой трассе. В это же время основали мотокросс – состязания на пересечённой местности.
С ростом популярности стали внедряться разнообразные новшества в индустрию мотоспорта:
- Первые соревнования на протяжении шести дней стартовали в 1913 году, где участвовали не только мотоциклы, но и трициклы.
- Стали популярными среди почитателей высоких скоростей и зрителей мотокроссовые состязания на крутых подъёмах, где принимала участие мощная техника с пробуксовочными механизмами.
- Было организовано мероприятие «Мотокросс наций» и т д.
В Золотой век отличилось немало гонщиков, одним из величайших спортсменов считается Майкл Хейлвуд, его прозвали «Велосипед Майк». Другой легендой того времени обозреватели считают Джакомо Агостини. Однажды эти два мотоциклиста соревновались между собой за Гран При, победителем стал Хейлвуд.
Также отличились в мотоциклетном спорте:
- Анхель Ньето;
- Марк Маркес;
- Ватентино Росси;
- Карло Уббиали;
- Джон Сёртис.
Мотоциклов в Золотую эпоху мотогонок было не счесть. Перечислим самые популярные: Ахиллес, Харлей Дэвидсон, Laurin Klement, австралийская модель Эдванс, Кёртис, Меркель, различные серии FN Four, Индиан Твин, мотоцикл Маркса и т. д.
Мотогонки в современной эпохе
В современных реалиях проводится немало чемпионатов мира. Рассмотрим две мотосерии:
- Супербайк мирового уровня или WSBK чемпионат, в котором преимущественно участвуют дорожные мотоциклы, которые можно приобрести в магазинах.
- MotoGP – чемпионат, где пилоты принимают участие на прототипах – специально созданных для гонок байках, которые не поступают в массовую продажу для стандартного использования.
Звездой соревнования Супербайк является пятикратный чемпион мира Дж. Рей. Так как в чемпионате соревнуются на серийных мотоциклах, то его фанаты легко могут купить себе такого же «железного коня», как у чемпиона. На байках из чемпионата MotoGP у фанатов погонять шансов нет.
Эти две мотосерии проводятся часто в одних и тех же государствах, но трассы для них принципиально разные. WSBK не проводят на раскрученных и пафосных трассах, а MotoGP, напротив, имеет неоднократные пересечения с Формулой 1 по использованию трасс, пилоты этих гонок обычно едут по прямому пути.
Легендарные гонщики
Легендами в мотогонках стали:
- Джакомо Агостини, выступающий на чемпионатах в течение 17 лет, завоевавший 311 побед.
- В. Росси – девятикратный победитель чемпионатов мира, имеющий общее число побед свыше 100.
- М. ХейлВуд – неоднократный победитель мотогонок и автогонок.
- Майкл Дуэн – за 10 летнюю карьеру на счету спортсмена 54 победы.
- Э. Лоусон – имеет всего 4 золотых награды, но ни разу не проигрывал ни на одном соревновании.
Легендарные мотоциклы
В обзор легендарных базовых мотоциклов за вековую историю мотоциклетного спорта попали: Харлей Дэвидсон XR750, Хонда CB750 и СВ77, Хонда Super Cub, Кавасаки.
Мотогонки существенно повлияли на мотоспорт и культуру, появились даже мотоциклетные культуры и субкультуры: кафе-рейсеры или рокеры. Появился особый мотоциклетный стиль.
Популярность мотоспорта вполне объяснима – скорость, адреналин привлекают спортсменов. А зрителям и публике не менее нравится наблюдать за происходящим.